HerStory.az

Гусейн Араблинский. Жизнь, Полная Тайн

«Чтобы сыграть женскую роль, надо иметь большое мужество»

В него бросают камни за сбритые усы, в его дом стреляют, потому что он выходит на сцену в женских образах, его выгоняют из общественных мест… Он голодает, переносит туберкулез в сырой и холодной лачуге, но не бросает дело своей жизни, потому что выбравший служение искусству не в состоянии свернуть с этого пути.

В истории азербайджанского театра трудно отыскать человека, жизнь и смерть которого была бы окутана таким количеством тайн. Версии тех или иных событий из его жизни взаимоисключают друг друга, а воспоминания друзей и коллег по цеху разнятся. Все сходятся лишь в одном: это была одна из самых ярких звезд азербайджанской национальной сцены –  звезда, так внезапно вспыхнувшая и так неожиданно погасшая… 

Гусейнбала Араблинский, урожденный Халафов… Тайна этого псевдонима может служить ключом к тому, что, в итоге, привело актера к  печальному концу… 

Основоположник профессионального театрального искусства  в Азербайджане, участник первых гастрольных туров в истории театра родился в 1881 году в семье бедного моряка,  который погиб в неравной схватке с  коварной водной стихией. 

Мать пытается заработать на кусок хлеба, прислуживая в богатых семьях. Жизнь со всеми ее контрастами — от моллаханы до русско-татарской школы, где бесплатно учат детей бедняков,  маленькие роли в домашнем театре Джахангира Зейналова  и большая школа Солтанмеджида Ганизаде. Первая серьезная роль в 16 лет — это образ Керима в комедии Мирзы Фатали Ахундзаде «Визирь Лянкяранского ханства».  А в 1905 году удача вдруг смилостивилась над ним.  В его жизнь постучалась роль, о которой он так долго мечтал – это была роль Фахраддина в пьесе Н.Везирова «Мусибяти Фахраддин». Согласно одному из источников, роль досталась ему в результате внезапной болезни исполнителя главной роли – Гусейн знал все слова наизусть и великолепно ее исполнил. 

Большинство знавших его людей связывает смену фамилии с Дербентскими гастролями. Именно здесь, после торжественного приёма, оказанного актерам труппы генералом Араблинским, он вдруг просит, чтобы его фамилию на афише заменили псевдонимом. 

И тут замешана женщина! Она влюблена в его творчество (возможно, не только), посещает его спектакли и дарит цветы. Коллеги подшучивают над его увлечением, но сам актер отрицает связь своего псевдонима со светской красавицей, за жизнью которой зорко следит весь город, и ссылается на свои арабские корни. Благо, смуглая кожа и кучерявые волосы могли служить подтверждением этой истории, пусть даже выдуманной… 

Однажды его попросят оказать помощь в постановке комедии  в Балаханском кружке любителей драматического искусства.  Этот первый опыт в режиссуре сыграет свою роль в дальнейшем. Позже его пригласят в общество «Ниджат» в качестве главного режиссёра. Тогда он запретит созывать зрителей, ходя от одной двери к другой, и назначит актёрам гонорар. 

О его постановке «Отелло» писали газеты Москвы, Тифлиса и Баку. Удачной оказалась и постановка  шекспировской пьесы «Разбойники».

Впервые на азербайджанской сцене он исполнит роль Ага Мухаммед шаха Каджара по одноименной трагедии Хагвердиева. ,

Наверное, не все знают, что первым режиссером- постановщиком оперы Узеира Гаджибекова “Лейли и Меджнун”  по личной просьбе композитора, становится Араблинский. Требовательный режиссер тщательно работает над образами героев, актеры много репетируют. Он очень переживает из-за отсутствия Лейли — о том, чтобы на сцену вышла женщина, не могло быть и речи. Именно поэтому Араблинский так часто сам исполнял на сцене женские образы, для этого он даже сбрил усы. Но Лейли все нет и нет. Кажется, что затея с оперой провалится, но исполнителю роли Меджнуна Гусейнгулу Сарабскому удается уговорить молодого чайханщика Абдуррахмана Фараджева сыграть главную героиню. 

Билеты на спектакль были распроданы задолго до премьеры. Толпа людей, желавших попасть в театр, не расходилась и ждала на улице …. 

После премьеры невозможно было остановить град аплодисментов. В этот вечер состоялся разговор между Араблинским и Джахангиром Зейналовым.

 «Сегодня большой день в нашей жизни, — сказал Зейналов. — Узеирбек сделал большое дело — зажег огонь, а ты, Гусейнбала, вместе с Абдуррагимом Хагвердиевым и Гусейнгулу Сарабским превратили его в факел, который рано или поздно должен был загореться на Востоке, и он вспыхнул в нас».

Гастроли в Тбилиси (дом для репетиций предоставил живший там в то время Мирза Фатали Ахундов), в Астрахани, Казани, Нижнем Новгороде… Газеты писали, что Араблинский своим искусством достиг высшего положения среди мусульманских актеров России, что может конкурировать с любым европейским актером.

В 1916 году он снялся в главной роли в фильме «В царстве нефти и миллионов» режиссёра Бориса Светлова в роли Лютфали бека. Так он стал и первым азербайджанским киноактером. 

Араблинский был убит за два дня до премьеры оперы Муслима Магомаева «Шах Исмаил», которая должна была состояться 7 марта 1919 года и над которой он работал в качестве режиссёра-постановщика (он добился синхронного звучания актёров, хора и оркестра). Все закончилось холодным мартовским вечером. Выстрел в упор положил конец всем планам в одну минуту. 

Это было в первый раз, когда он опоздал на репетицию. “Араблинского убили!” – эхом раздается в стенах театра. 

Версия о том, что он застрелен в доме родственника, пригласившего его в гости, сменится другой, официальной – он убит в своей комнате. 

По обвинению в убийстве арестуют его двоюродного брата Абдулхалыга, но через некоторое время освободят и он уедет в Казахстан. Свидетельница убийства, его супруга Ася Шишкина, назовёт фамилию другого человека- некоего Зейналова, но и эта версия лишь одна в череде множества других, неподтвержденных и ничем не доказанных… 

 «Ищите женщину!»

В списке возможных виновников убийства прозвучит как гром среди ясного неба имя одного из самых могущественных и авторитетных людей в Баку.

Люди из близкого окружения Араблинского вспоминают странные эпизоды, которые складываются, словно пазлы, в детективную историю: женщина,  скупившая все билеты на спектакль «Отелло», чтобы он играл лишь для нее одной; оказавшаяся неподалеку в карете, когда около оперного театра на Гусейна напали неизвестные… это она, та самая восторженная поклонница, упорно искавшая с ним встреч – небезызвестная Сона Араблинская, дочь генерала Араблинского и супруга Гаджи Зейналабдина Тагиева. Пожилому меценату не нравятся кривотолки вокруг его красивой, молодой жены. Замешан ли он? Виновен ли он?  Никаких доказательств. Лишь скорбные речи друзей, шепот женщин в стенах Ичеришехера и последующая печальная судьба самих Зейналабдина и Соны… 

Казалось, что на похороны Гусейна Араблинского собрался весь город. Было море цветов и море слез. Его горько оплакивали не только люди искусства. Каждый, кто хоть раз сталкивался с творчеством этого талантливого человека, посчитал своим долгом проводить его в последний путь… 



Related posts

BROWSE ALL
  • August 8, 2025

Sibirdən məktublar: Hüseyn Cavidin son günləri və sarsılmaz Müşginaz

Hüseyn Cavid və Mişkinazın hekayəsi təsadüfi baxışlardan başlayıb ömürlük birliyə çevrildi. Cavid Mişkinazı savadlandırdı, o isə şairin ən sadiq oxucusuna və dəstəyinə çevrildi. Lakin 1937-ci ilin qara gecəsi bu xoşbəxtliyi yarıda qoydu: Cavid sürgün olundu, ailə isə ağır sınaqlardan keçdi. Bütün çətinliklərə baxmayaraq Mişkinaz şairin əsərlərini qorudu və onun irsini…
  • June 27, 2025

Stalin repressiyalarında bir şairin yoldaşı: Şükriyyə

1993-cü il, Şəmkir rayonu. Jurnalist çox yaşlı bir qadından müsahibə alır. Qadının dərin qırışlarında zamanın izləri yer alıb. Gözlərində kədər, iztirab görünür. Onun üçün danışmaq çətin, xatırlamaq ağırdır ... Keçmiş günlərin əməllərini yaddaşında dirildərək göz yaşlarını saxlaya bilmir, titrək səslə: "Mən nə pislik etmişdim axı?" sualını verir. Sanki cavab gözləyir.…
  • June 13, 2025

Surviving Revolution, Finding Paris: The Story of Banin

The story begins with an event that was quite common in Azerbaijan at the time—oil was struck in the backyard. This “black gold” brought immense wealth, foreign tutors and servants, luxurious clothes, and travel opportunities around the world. Banin’s grandfather, Shamsi Asadullayev, became what people called "Allah’s favored son." Umm…
  • April 11, 2025

Azərbaycanın qızıl klassikləri: Elza İbrahimovanın musiqi dahisi

Azərbaycanda yaşından asılı olmayaraq elə bir insan yoxdur ki, onun repertuarından istənilən bir melodiyanı zümzümə etməsin. Onun mahnıları o qədər sevilirdi ki, hələ bəstəkarın sağlığında artıq bu əsərləri xalq mahnıları adlandırırdılar.
  • April 11, 2025

Жена Поэта в Сталинских Репрессиях: Шукрия

1993 год, Шамкирский район. Журналист берет интервью у очень пожилой женщины. Следы времени отпечатались в ее глубоких морщинах, а глаза полны страдания. Ей трудно говорить, больно вспоминать... Воскрешая в своей памяти дела давно минувших дней, она вопрошает сквозь слезы, дрожащим голосом: "Что я плохого сделала?" Но на этот вопрос нет…
  • April 11, 2025

Nigar Shikhlinskaya: Love, Loss, and Unyielding Determination

Nigar was born into the family of Mirza Huseyn Afandi Gayibov, a prominent religious figure and an exceptionally educated man. Devoted to science and enlightenment, Mirza Hussein firmly defended women’s right to education, often saying, "There is no such prohibition in the Shari'a." He ensured his two daughters received the…
BROWSE ALL

AUTHOR

HerStory.az

Empowering Women and Shaping Futures

Categories

Popular Posts

Tag Cloud

Visit

HerStory.az was created in 2017 by Arzu Jaeed as a labor of love — entirely self-funded, born from a deep sense of responsibility to document and celebrate the lives, struggles, and contributions of Azerbaijani women across time.

#Gallery

#Contact Us