HerStory.az

Шуша – Берлин: Филантроп, Общественный Деятель И Просто Принцесса Мехпара

Эта удивительная женщина была свидетельницей целого ряда исторических событий: монархия в Иране, царствование Романовых в России,  русская революция 1917 года, Первая и Вторая мировые войны – каждый из этих периодов наложил свой отпечаток на ее жизненный путь. 

Принцесса Мехпара происходила из рода Гаджаров – могущественной династии, основанной Ага-Мухаммед-ханом, который объединил Иран и утвердил Тегеран в качестве новой столицы. Сын персидского престолонаследника Аббаса-Мирзы Бахман Мирза был ее дедом. 

Ее отец Гейдаргулу хан прошел военное обучение в Петербурге, затем служил в царской гвардии. У Гейдаргулу Мирзы было пятеро детей – дочери Рена, Рахима и Мехпара, а также сыновья Аббас Мирза и Ахмед Мирза.  

Детство и юность принцессы прошли в Санкт-Петербурге, здесь она окончила женскую гимназию. Помимо родного, она свободно говорила на русском, немецком, французском и персидском языках, изучала музыку, прекрасно играла на фортепиано.  Одним словом, это была современная, значительно опередившая свое время молодая леди. 

В Мехпару влюбляется Мухаммед Тагизаде – один из влиятельных и богатейших дельцов того времени. Он торговал драгоценными камнями, коврами и тканями. Мать принцессы Иззят ханум, которая считала этот союз неравным, сказала сватам: «Наша дочь – девушка с новым мировоззрением. Она привыкла к современному образу жизни и должна продолжить его после свадьбы». 

Впоследствии супруг Иззят ханум Гейдаргулу хан смог добиться ее согласия на брак, но, прежде чем согласиться, она выдвинула целый ряд условий. В перечень ее требований входили покупка особняка в Тифлисе, дачного домика в Грузии, большого дома в Карабахе. Мухаммед Тагизаде на радостях принял и выполнил все эти условия, и в 1911 году они с Мехпарой поженились.

Некоторое время пара жила в Карабахе с родителями Мухаммеда, где Мехпара взяла под свой контроль образование братьев и сестер супруга.

Затем они переезжают в Тифлис. 23 января 1912 года на свет появился их первенец Мурад. Сыновья Максуд и Мансур родились позже  в Карабахе. Интересно, что имена всех мужчин в семье начинались на букву М, а их семейная монограмма была МТ. 

Супруги вели в Тифлисе светскую жизнь, посещали театр, оперу, встречались с друзьями, устраивали посиделки в кафе-шантан. Детей воспитывала немецкая гувернантка. В 5 лет старший сын Мурад поступит в немецкий лицей в Тифлисе.

Но жизнь не стояла на месте. Грянула революция 1917 года, царский режим рухнул. А в 1921 году, когда грузинские коммунисты вплотную подошли к Тифлису, семья Тагизаде спешно покидает город и бежит в Трабзон через Батуми. Коммунисты конфисковали всю их собственность в Азербайджане и Грузии. 

Некоторое время они живут в Турции, а затем, когда ситуация в Грузии стабилизируется, возвращаются в Тифлис. 

Спустя время Мухаммед и Мехпара переезжают в Баку, где Мухаммед занимается торговлей между Стамбулом, Кавказом и Лондоном. Мальчики же продолжают обучение в немецкой школе в Тифлисе. 

До 1925 года у семьи были иранские паспорта. Когда к власти в Иране пришла династия Пехлеви, они приняли турецкое гражданство. 

В 1929 году семья переехала в Германию и обосновалась в Берлине.

Принцесса Мехпара была известна здесь как активный общественный деятель, ведущий организационную работу среди турецко-азербайджанской диаспоры.

В 1931 году она создает Берлинско-Турецкий женский клуб. Кроме этого, она была почетным членом и председателем Берлинского общества науки и искусства, Восточного исламского общества, Восточноазиатского общества, Берлинского исламского общества.  За  свою активную деятельность, в том числе филантропическую,  награждена орденом «За заслуги перед Красным Крестом».

Мехпара Тагизаде постоянно находилась в центре внимания высших кругов, участвовала во всех официальных мероприятиях и была отмечена в дипломатическом бюллетене как «Единственная принцесса из династии Гаджаров, живущая в Германии». 

В 1936 году, получая удостоверения личности, они узнают, что отныне не могут называться Тагизаде. Дело происходит в Стамбуле, так как они остаются турецкими гражданами. Новый закон требовал отказаться от фамилии, указывающей на персидские корни. Тогда они вынуждены были изменить фамилию на Таги. Эта фамилия и  закрепилась за родом. 

В паспорте Мехпары было опущено слово «принцесса», хотя в графе отчество значился «принц Гейдаргулу Мирза». И хотя на всех ее официальных берлинских документах красовался фамильный герб Гаджаров, она не стала оспаривать изменения и доказывать свою родословную, о которой и так все знали.

В годы Второй мировой войны и после нее в доме принцессы при финансовой поддержке ее супруга проходило множество мероприятий. Сюда приглашались высокопоставленные немецкие генералы и дипломаты. На званых вечерах в доме принцессы присутствовали турецкие дипломаты Кямаледдин Сами Паша и Хусрев Гереде, а также  представители иранского посольства. Один из последних премьер-министров правительства династии Пехлеви Али Амини во время визитов в Берлин также всегда посещал Мехпару, непременно приглашал ее на коктейли, очень ценил ее мнение. 

Мехпара была известна своей щедростью и добротой, собирала вокруг себя много людей. Она помогала соотечественникам, как могла. Ее постоянно приглашали на празднование различных национальных и религиозных  торжеств, и она охотно принимала эти приглашения.

Как же сложилась судьба старших сестер Мехпары? Ее сестра Рена была женой Туркестанского хана, детей у нее не было. Другая сестра, Рагима, породнилась с семьей Бадалбейли. У нее было шестеро детей, а ее сыновей — Афрасияба и Шамси (отец Фархада Бадалбейли) знает вся страна. 

Принцесса Мехпара умерла 4 июля 1989 года и была похоронена на турецком кладбище в Берлине — том самом, на охрану и содержание которого выделяла средства при жизни . По случаю ее смерти в немецких газетах был напечатан некролог, где были перечислены ее родословная и все заслуги, и среди всего прочего, она названа там как супруга, мать, свекровь и бабушка. 

Принцесса Мехпара завещала сохранить без изменений квартиру в Берлине, а также ценности и личные вещи, включая фотоальбомы. Но самое главное, что она оставила после себя — это доброе, благородное имя  и светлые воспоминания.



Related posts

BROWSE ALL
  • August 8, 2025

Sibirdən məktublar: Hüseyn Cavidin son günləri və sarsılmaz Müşginaz

Hüseyn Cavid və Mişkinazın hekayəsi təsadüfi baxışlardan başlayıb ömürlük birliyə çevrildi. Cavid Mişkinazı savadlandırdı, o isə şairin ən sadiq oxucusuna və dəstəyinə çevrildi. Lakin 1937-ci ilin qara gecəsi bu xoşbəxtliyi yarıda qoydu: Cavid sürgün olundu, ailə isə ağır sınaqlardan keçdi. Bütün çətinliklərə baxmayaraq Mişkinaz şairin əsərlərini qorudu və onun irsini…
  • June 27, 2025

Stalin repressiyalarında bir şairin yoldaşı: Şükriyyə

1993-cü il, Şəmkir rayonu. Jurnalist çox yaşlı bir qadından müsahibə alır. Qadının dərin qırışlarında zamanın izləri yer alıb. Gözlərində kədər, iztirab görünür. Onun üçün danışmaq çətin, xatırlamaq ağırdır ... Keçmiş günlərin əməllərini yaddaşında dirildərək göz yaşlarını saxlaya bilmir, titrək səslə: "Mən nə pislik etmişdim axı?" sualını verir. Sanki cavab gözləyir.…
  • June 13, 2025

Surviving Revolution, Finding Paris: The Story of Banin

The story begins with an event that was quite common in Azerbaijan at the time—oil was struck in the backyard. This “black gold” brought immense wealth, foreign tutors and servants, luxurious clothes, and travel opportunities around the world. Banin’s grandfather, Shamsi Asadullayev, became what people called "Allah’s favored son." Umm…
  • April 11, 2025

Azərbaycanın qızıl klassikləri: Elza İbrahimovanın musiqi dahisi

Azərbaycanda yaşından asılı olmayaraq elə bir insan yoxdur ki, onun repertuarından istənilən bir melodiyanı zümzümə etməsin. Onun mahnıları o qədər sevilirdi ki, hələ bəstəkarın sağlığında artıq bu əsərləri xalq mahnıları adlandırırdılar.
  • April 11, 2025

Жена Поэта в Сталинских Репрессиях: Шукрия

1993 год, Шамкирский район. Журналист берет интервью у очень пожилой женщины. Следы времени отпечатались в ее глубоких морщинах, а глаза полны страдания. Ей трудно говорить, больно вспоминать... Воскрешая в своей памяти дела давно минувших дней, она вопрошает сквозь слезы, дрожащим голосом: "Что я плохого сделала?" Но на этот вопрос нет…
  • April 11, 2025

Nigar Shikhlinskaya: Love, Loss, and Unyielding Determination

Nigar was born into the family of Mirza Huseyn Afandi Gayibov, a prominent religious figure and an exceptionally educated man. Devoted to science and enlightenment, Mirza Hussein firmly defended women’s right to education, often saying, "There is no such prohibition in the Shari'a." He ensured his two daughters received the…
BROWSE ALL

AUTHOR

HerStory.az

Empowering Women and Shaping Futures

Categories

Popular Posts

Tag Cloud

Visit

HerStory.az was created in 2017 by Arzu Jaeed as a labor of love — entirely self-funded, born from a deep sense of responsibility to document and celebrate the lives, struggles, and contributions of Azerbaijani women across time.

#Gallery

#Contact Us