HerStory.az

Карабахские сестры в международной науке

1900-ые года, Шуша, Азербайджан. В семье Талыбхан бека Талыбханова, потомка карабахских ханов, полицейского пристава во времена царской России и АДР, и Хейраннисы ханум на свет появятся три дочери Сурайя, Гямярь и Дильшад. У сестер родится и брат Гусейн.

С приходом советской власти семье оставаться в Азербайджане становится опасно. Родной дядя нашей героини, близкий друг Мамеда Эмина Расулзаде и Юсифа Везира Чеменземинли, Гусейн Янар Мирзаджамалов, к которому многие обращаются, называя «дядя», помогает им перебраться в Турцию. Сам Гусейн-бей – преподаватель, поэт, переводчик и общественный деятель – оставит свой след в истории как один из первых и видных представителей азербайджанской миграции. У него не было ни семьи, ни детей, поэтому всю свою любовь и заботу он направил на деток своей сестры, Хейраннисы ханум.

Его усилия были не напрасны, ведь три его племянницы смогли внести свою лепту в науку и культуру своего времени. Все дети свободно владели иностранными языками: турецким, русским, английским, а Гямяр и Дильшад свободно говорили и на немецком.

Старшая из сестер Сурая (1899-1974) станет видным филологом, фольклористом, будет посвящать научные работы и статьи азербайджанскому языку.

Сурайя Талибханбейли окончила факультет языка и литературы Стамбульского университета. Она вышла замуж за Мустафу Вакилли (1896-1965), политического иммигранта, который занимал пост министра внутренних дел в последнем кабинете правительства. (Об этом говорится в материалах следствия Мадины Гиясбейли-Вакиловой, известного педагога и общественного деятеля, которая была арестована в Баку в 1937 году как член партии «Мусават» и приговорена к смертной казни. Мадина приходилась Вакилли двоюродной сестрой).

Но позже Сурайя с мужем расстались. После окончания университета она решил попробовать свои силы в науке и провела некоторые исследования в области сравнительного изучения азербайджанского и анатолийского тюркского языков с точки зрения диалекта. Поддержка ее соотечественника, великого тюрколога будущего Ахмеда Джафароглу (1899-1976), работавшего в то время доцентом в университете, также сыграли важную роль в его интересе к тюркологии. В 1930-е годы она активно сотрудничала с журналом «Azərbaycan Yurd Bilgisi», где издателем и редактором был Ахмед Бей. В четырех номерах журнала она опубликовала серию статей «Сравнение карабахского и стамбульского диалектов с точки зрения употребления». Согласно свидетельствам родственников и знакомых, после развода с Мустафой Вакилли г-жа Сурайя вышла замуж за анатолийского турка по имени Бекир Одоглу, от которого у нее родились дети Берин, Мурад, Джан и Тарик. Она много лет проработала преподавателем литературы в стамбульских лицеях и здесь закончила свою жизнь.

Дильшад Талыбхан Эльбрус (1915-1979) – первая женщина-ученый Азербайджана в области ядерной физики.

Сначала она окончила Стамбульский женский лицей, а в 1934 году – университет по специальности физика и химия. Она начала свою научную карьеру в качестве ассистента в Институте экспериментальной физики при университете, а в 1961 году стала профессором Эгейского университета в Измире. Профессор Дильшад Эльбрус была первой женщиной-исследователем, работающей в области атомной физики в Турции. Она является автором двух книг и нескольких научных статей. Дильшад отличалась необычайной любовью к идеалам республики. Особенно в студенческие годы принимала активное участие в различных общественных и литературно-культурных мероприятиях, проводимых азербайджанской политической эмиграцией под руководством М.А. Расулзаде. Это также нашло отражение в иммигрантской прессе того периода.

Часто бывает так, что ханум преуспевает не только в науке, но и искусстве. Наша героиня виртуозно исполняла национальные мотивы на рояле. Кроме того, она вырастила сына другой сестры, Сурайи ханум. 

Когда Дильшад ханум сомкнула глаза после долгой болезни, Турция хоронила физика, мы же не подозревали о ее существовании…

Гямяр будет учиться в одной из школ Баку. К сожалению, достоверной информации о ее детстве не сохранилось. На момент распада АДР ей было всего 18 лет. Скорее всего, именно в Баку она знакомится с тогда мало кому известным Мухамедом Агаевым, который войдет в историю как Мехмет Агаоглу. Через некоторое время после миграции молодая пара свяжет себя узами брака.

В 1922 году молодые уезжают в Германию, а затем в Австрию. Они оба будут учиться в ведущих вузах Европы, здесь же еще через год родится их единственная дочь Гюльтекин.

В 1927 году Гямяр ханум получит докторскую степень в университете Стамбула в области восточной истории. Она посвятит свою жизнь искусству, а когда в 1929 году ее мужа пригласят в Детройтский институт изобразительных искусств, она переберется с ним и дочкой за океан. Уже навсегда.

В Америке у молодой семьи пока все благополучно. В 1933 году Мехмет Агаоглу, научный сотрудник и преподаватель в области восточного искусства, создает первую в Америке кафедру истории исламского искусства.

Их квартира была скромной по американским меркам, но зато двери дома всегда были распахнуты гостям. Зачастую азербайджанская и турецкая молодежь собиралась именно у них, звучала музыка, а порой и живая, велись беседы о былом. Но уходить всецело в домашние дела и без устали встречать гостей не было целью нашей героини.

С 1937 по 1938 Гямяр ханум проходит аспирантский курс в университете Мичигана. Сразу после этого ее приглашают вести научные исследования в Музее антропологии. А затем Вторая мировая война вносит свои корректировки в привычный уклад жизни.

В военные годы она займется языковой подготовкой офицеров американской армии: целых два года она будет преподавать им русский.

После войны она вернется в музей, на протяжении всей своей карьеры (вплоть до 1974 года) будет единственной женщиной-куратором. На официальном сайте музея отмечают, что «Гямяр ханум единолично преобразовала сферу изучения керамики Азии». Кроме этого, она преподает в родной для нее alma mater, дойдя до степени профессора.

Гямяр ханум была ведущим специалистом и экспертом керамики южно-восточной Азии. Результаты раскопок подносили в первую очередь к ней, она – автор более 40 публикаций и нескольких книг, которые до сих пор можно найти на просторах интернета. Гямяр ханум объехала музеи мира, внося свой вклад в изучение произведений материального наследия. 

К сожалению, достигнув успеха на научном поприще, ученые не смогли спасти свою личную жизнь, и семья в итоге распалась. Вторая супруга Мехмета Агаоглу Дорота подарит все накопившиеся материалы галерее искусства Freer Gallery of Art. В 1959 году Гямяр ханум дополнит коллекцию, преподнеся той же галерее все рукописи и незавершенные работы бывшего мужа.

Единственная дочь Гюльтекин, которую все называли Гилли, также пойдет по стопам родителей и посвятит свою жизнь искусству. После смерти матери она подарит все бесценные материалы и книги, принадлежавшие Гямяр ханум, Музею антропологии. К сожалению, Гюльтекин ханум скончалась в августе 2018 года в Огайо.



Related posts

BROWSE ALL
  • August 8, 2025

Sibirdən məktublar: Hüseyn Cavidin son günləri və sarsılmaz Müşginaz

Hüseyn Cavid və Mişkinazın hekayəsi təsadüfi baxışlardan başlayıb ömürlük birliyə çevrildi. Cavid Mişkinazı savadlandırdı, o isə şairin ən sadiq oxucusuna və dəstəyinə çevrildi. Lakin 1937-ci ilin qara gecəsi bu xoşbəxtliyi yarıda qoydu: Cavid sürgün olundu, ailə isə ağır sınaqlardan keçdi. Bütün çətinliklərə baxmayaraq Mişkinaz şairin əsərlərini qorudu və onun irsini…
  • June 27, 2025

Stalin repressiyalarında bir şairin yoldaşı: Şükriyyə

1993-cü il, Şəmkir rayonu. Jurnalist çox yaşlı bir qadından müsahibə alır. Qadının dərin qırışlarında zamanın izləri yer alıb. Gözlərində kədər, iztirab görünür. Onun üçün danışmaq çətin, xatırlamaq ağırdır ... Keçmiş günlərin əməllərini yaddaşında dirildərək göz yaşlarını saxlaya bilmir, titrək səslə: "Mən nə pislik etmişdim axı?" sualını verir. Sanki cavab gözləyir.…
  • June 13, 2025

Surviving Revolution, Finding Paris: The Story of Banin

The story begins with an event that was quite common in Azerbaijan at the time—oil was struck in the backyard. This “black gold” brought immense wealth, foreign tutors and servants, luxurious clothes, and travel opportunities around the world. Banin’s grandfather, Shamsi Asadullayev, became what people called "Allah’s favored son." Umm…
  • April 11, 2025

Azərbaycanın qızıl klassikləri: Elza İbrahimovanın musiqi dahisi

Azərbaycanda yaşından asılı olmayaraq elə bir insan yoxdur ki, onun repertuarından istənilən bir melodiyanı zümzümə etməsin. Onun mahnıları o qədər sevilirdi ki, hələ bəstəkarın sağlığında artıq bu əsərləri xalq mahnıları adlandırırdılar.
  • April 11, 2025

Жена Поэта в Сталинских Репрессиях: Шукрия

1993 год, Шамкирский район. Журналист берет интервью у очень пожилой женщины. Следы времени отпечатались в ее глубоких морщинах, а глаза полны страдания. Ей трудно говорить, больно вспоминать... Воскрешая в своей памяти дела давно минувших дней, она вопрошает сквозь слезы, дрожащим голосом: "Что я плохого сделала?" Но на этот вопрос нет…
  • April 11, 2025

Nigar Shikhlinskaya: Love, Loss, and Unyielding Determination

Nigar was born into the family of Mirza Huseyn Afandi Gayibov, a prominent religious figure and an exceptionally educated man. Devoted to science and enlightenment, Mirza Hussein firmly defended women’s right to education, often saying, "There is no such prohibition in the Shari'a." He ensured his two daughters received the…
BROWSE ALL

AUTHOR

HerStory.az

Empowering Women and Shaping Futures

Categories

Popular Posts

Tag Cloud

Visit

HerStory.az was created in 2017 by Arzu Jaeed as a labor of love — entirely self-funded, born from a deep sense of responsibility to document and celebrate the lives, struggles, and contributions of Azerbaijani women across time.

#Gallery

#Contact Us